gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » айны: история и антропология » как мы чуть не сняли фильм про айну


как мы чуть не сняли фильм про айну

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

как мы чуть не сняли фильм про айну или еще раз об антропологии аэропорта

весной 2008 года на меня вышел человек по имени Александр Вернер, он собирался снимать игровой фильм об айну и обратился ко мне за консультациями.
ниже я представляю нашу переписку: вопросы Александра Вернера и мои ответы.
для удобства вся переписка оформлена в виде одного большого диалога.

> Здравствуйте, Не знаю вашего Имени  и Фамилии! Простите.
> Как я уже вам писал на форуме, меня зовут Александр Вернер, и я
> режиссер-документалист.
> Пишу книгу. ТАм есть момент об айнах. Понадобилась информация и я
> полез в интерент. Набрел на ваш форум. Нашел то, что мне  было
> необходимо.
> Текст "Йоманте - праздник медведя" и "РАмат и Камуй". Эти тексты были
>под вашим "именем". Могу ли я их использовать в книге.

Очень интересно.
Потому что я тоже, в некотором роде - режиссер документалист, в 2006 году я снял в Японии фильм о современном состоянии языка айну. В настоящее время делаю перемонтаж этого фильма для фестиваля "Визуальная антропология", который будет происходить осенью этого года в Москве.

А что за книгу Вы пишите, если не секрет?

Статьи "Рамат и камуй" и "Йомантэ" - они вообще-то часть моей неопубликованной книги, и они пока что еще вообще нигде не опубликованы, и я хотел бы вначале сам их где-то опубликовать, хоть в журнале каком-нибудь...

И еще. Я собираюсь писать большой киносценарий на игровой фильм об айнах. Может сможете порекомендовать литературу, где купить её и где можно купить док. фильмы об айнах?
> Заранее благодарен.

здесь могу порекомендовать только одно: самого себя в качестве консультанта Вашего сценария и фильма.

0

2

> Был бы рад увидеть ваш фильм об айнах. Вы где делаете его перемонтаж?

у себя в Петербурге, у одного своего приятеля, который учится в Государственном Университете Кино и Телевидения

> В таком случае может, посоветуете? У меня в начале картины (сценария) >медведь убивает мальчика. Трое мужчин идут искать его и находят мертвым, а >возле него зверь. Медведь просто так не собирается отдавать добычу. Он >кинулся в драку. Как, по-вашему, повели бы себя айны в такой ситуации? >Стали бы они убивать медведя? Или отдали бы добычу божеству. Я написал, что >стали. Дедушка мальчика убил его отравленными стрелами.

если айну встречали медведя, который задрал и съел/собирается съесть человека, то они его убивали и обходились с таким медведем безо всяких церемоний... такого медведя могли разрубить на части и раскидать по лесу, а могли закопать вместе с задранным человеком... конкретика зависит от конкретной локальной группы... у меня есть несколько статей, где описывается как айну вели себя с таким медведем, я справлюсь в них и напишу подробнее...
Ваш фильм о каких айну? о Сахалинских или Хоккайдоских?

>Хорошо бы найти некие истории бытовые. По ним можно выстроить бытовую >сторону. Все должно быть идеально правдоподобно. Костюмы, атрибутика и пр. >Айны удивительный народ и требуют внимательного к себе подхода. У меня в >Нижнем есть японские репродукции (кажется 10-ти) айнских старейшин. Красота >неописуемая. Такой костюм, цвет, изображение. Может и у вас есть, но я могу >сфотографировать и привести.

у меня есть фотографии айну и в книгах есть кое-какие картинки, не могу сказать, что очень много, но для подготовки фильма, я думаю, будет достаточно

> Уж, простите, но на форуме кто-то обмолвился о том, что у вас какие-то
> диски айнского композитора есть? Что это и кто?

это современный айнский музыкант Оки Кано, играет современные обработки айнской музыки/нью-эйдж/рэгги, его сайт: http://www.tonkori.com
музыка интересная, неплохая, но все ж, надо иметь ввиду, что это, по большому счету, кич и антропология аэропорта и не воспринимать ее слишком всерьез... впрочем, как-нибудь презентую Вам что-нибудь из этой музыки и Вы сами все увидите...

0

3

> Я хочу о Сахалинских айнах писать и может даже о Курильских или они одно и тоже?

=))) это шутка такая? =)))
вообще то, Курильские и Сахалинские айну немножко разделены в пространстве, ровно настолько, насколько Сахалин и Курильские острова, и соответственно, и Сахалинские и Курильские айну представляли собой две достаточно разные группы, и диалекты их отличались значительно, и социальные практики, и быт у них были достаточно разные, но все это, безусловно, никак не исключает того что между ними были регулярные контакты...
у меня есть несколько коротких рассказов как раз про Сахалинских и Курильских айну вместе, если хотите - могу прислать...

> Наверно теперь трудно найти стопроцентную айнскую музыку. Либо
> имитация, либо еще чего. Они сами - то помнят её?

))
Хороший вопрос. У меня есть несколько дисков, где записано более-менее аутентичное звучание, т.е. не для туристов... музыка - полный unlistenable, ну, или то, что называют "не формат", впрочем,как и всякая подлинная народная музыка...
кроме того, есть достаточно достоверные реконструкции того как выглядела аутентичная айнская музыка...

0

4

> Здравствуйте, Александр.
> РАзумеется речь в картине будет идти об одних каких-то айнах. Надо
> будет нам с вами определиться со смыслом. НАмётки сделать по сценарию эпизодические и сюжетные.

Ну да, ну да...
Еще вот какой у меня возник вопрос: о какой исторической эпохе будет наш сценарий и фильм?
Это очень важно определить в самом начале.

> Любопытно, Курильские айны, очевидно культурно, ближе к Хоккайдским.

Не совсем так. Это все-таки довольно разные и достаточно самобытные группы.
Не зря ведь айнский язык разделяется на три диалектных группы: диалекты Хоккайдо (диалекты Японии), диалекты Сахалина и диалекты Курильских островов.

> Но почему такое разделение, между Курильскими и Cахалинскими.
> Вроде они должны быть идентичны. Источник у них один.

источник то один, и базовые основы культуры абсолютно одни и те же, и различия в языках/диалектах практически не мешают взаимопониманию, но все же айну освоили Сахалин и Курильские острова очень давно и поскольку природные условия на Сахалине, на Курилах и на Хоккайдо все ж таки несколько различны, то отсюда и способы бытования тоже будут достаточно различны, т.е. это все-таки три отдельных культурных традиции, хотя и восходящих к одному корню.

> Если айны смогли добраться до Сахалина, то так же и
> Обратно могли курсировать. Отчего же Курильские отличаются от сахалинских?

Конечно, могли, более того, имеются свидетельства путешественников о том что айну нередко предпринимали куда более длительные плавания, чем принято считать традиционно.

> Я знаю, что на "чипу" они плавали по Курильским проливам вплоть до
> Камчатки, а там и  на современном судне не "сахар".

Во-первых, правильное название лодки на айну - cip [цип], а чипу - это японское искажение.
Во-вторых, у айну были специальные морские лодки.
В-третьих, "не сахар" - это понятие относительное. Все зависит от капитана.
В-четвертых, насколько я знаю по своему опыту, традиционные морские лодки очень часто оказываются более приспособленными для противостояния волнам, чем современные суда.

> Александр, а вы, наверно, бывали на Курилах, Сахалине. На Хоккайдо, как я понимаю, были и основательно. Так ведь?
> Как вам Курилы и Сахалин?

Да, все так. Бывал и там и там и там.
В принципе, мне понравилось везде: и на Сахалине и на Курилах и на Хоккайдо.
Но, все же, больше всего понравилось на Курилах.
На Хоккайдо все уже настолько "окучено" и перевернуто с ног на голову, что там очень сложно уловить айнский дух. Я помню как несколько дней бродил по лесам в окрестностях Нибутани и вообще ничего не чувствовал, а потом сам себя за это ругал, говоря, что как же так? это же лес, по которому в начале времен ходил Окикуруми...
На Сахалине - много лучше, потому что не настолько еще все освоено как на Хоккайдо, там есть некоторые очень интересные, дикие места, где прямо чувствуется дух айну.
А на Курилах, по-моему, все буквально пропитано айнским духом.

> > у меня есть несколько коротких рассказов как раз про Сахалинских и
> > Курильских айну вместе, если хотите - могу
> > прислать...
>
> Конечно хочу. Это вы написали?
>

Да, но, есть некоторые вещи, написанные по мотивам айнского фольклора.

0

5

набросок сценария. это просто пир духа.  ;D
А Й Н У
> СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ИГРОВОГО ФИЛЬМА
> (ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА)
> Городская комната ученого археолога. Камера медленно наезжает через всю комнату на стол, на котором  среди прочих предметов, лежит череп. В момент наезда идут начальные титры.
>
> Эпизод 1.
> По завершении наезда в руки череп берет ученый-палеонтолог. Он рассказывает рядом стоящему коллеге о том, где нашел эту находку и что это череп мальчика айну.
> -Этот череп найден на  Кунашире. Удивительная находка. Я думаю, что+
> Ученый рассматривают череп - место действия - комната, микс. на берег залива (на место раскопок).
>
> Место действия:
> Остров Кунашир. Археологическая группа. Раскопки. Один из археологов обнаруживает в земле, среди прочих вещей, череп. Подходит руководитель группы. Берет в руки и очищает кисточкой от земли. На левой стороне черепа обнаруживается дырка от острого предмета.
> - Странное отверстие. Вроде как прокушено+..
> -След от клыка  медведя! - предположил молодой помощник.
> -Медведя? Может быть. А почему бы и нет? Отнесите череп ко мне в палатку. Вечером рассмотрю его внимательней.
> Помощник попытался счистить остатки земли с черепа.
> -Нет-нет не стоит. Я сам. Отнесите как есть, пожалуйста.
>           
>Необходим переход к следующему сюжету
>
>(голос за кадром рассказывает?)
>
Пару веков назад  лет назад произошла эта история. Остров Кунашир кроме айну никто и не знал. Куннэсир или Черная Земля - так айну  называли эту землю. Реки в то время были чистыми и  сильными и потому принимали много камуи теп - лосося. В середине лета косяки шли на нерест и жители айнского поселения, находившегося неподалеку от устья, на берегу бухты Лососей, собирались на промысел. Старики знали, что этот год будет не рыбный - камуи теп придет мало, а это значит, что общине грозит голод.
>Для мальчика по имени Токирандзэ эта была первая рыбалка. Первая самостоятельная, поэтому он сильно волновался. Ради такого случая дедушка Чивоканке изготовил внуку исапа-кик-ни, - ивовую палку бьющую по голове. После первой  охоты Токирандзэ становился взрослым. Он тоже сможет, добывать пропитание для своей семьи. Убить лосося было честью. Ведь айнское предание гласит, что эта рыба сошла на землю из рая.
>Вечером все собрались на поляне у реки. На берегу было собрано много дров для большого костра. Огонь будет светить людям ночью, во время охоты.  Айну  были одеты в  одежды из ткани,  украшенной  яркими узорами. Двенадцать старейшин  четырех родов собрались в этот день вместе: Котан-Пира, Нисукрэк, Рэннуикэс, Уэсанас, Матуа, Риттоин, Оннибиси,  Цинтэкаи, Сиравэси, Хагука, Катэнку и Маканоскэ гордо восседали в центре поляны в праздничном облачении. Каждый держал в руках палочку инау.           
Старейшины сидели в ряд, когда Токирандзэ начав с крайнего, стал показывать им свою исапа-кик-ни.  Старики одобрительно кивали и подзадоривали мальчика. Когда он закончил обход, самый старый вождь - Нисукрэк, попросил Токирандзэ продемонстрировать, как он будет бить рыбу. Необходимо было станцевать ритуальный танец молодого охотника. Закат стал кровавым, когда мальчик закончил.  Токирандзэ  сделал все, как учил его дедушка Чивоканке. Солнце стало погружаться за горизонт и, тогда к костру поднесли огонь, и он запылал, Токирандзэ подошел к реке и, нахмурив брови, как взрослый, стал всматриваться в течение воды. Лососи стали преодолевать перекат и Токирандзэ кинулся в их сторону. Мальчик подскочил и со всего маху ударил первую попавшуюся рыбу по голове. Он не промахнулся, - и рыба забилась у его ног. Еще удар, еще+. Токирандзэ взял лосося  и поднял вверх. Община стала поздравлять его радостными криками. Мальчик вернулся на берег и, подойдя к двенадцати  старейшинам, положил перед ними свою первую добычу. Упругое серебристое тело дернулось  и, рот лосося стал импульсивно хватать воздух. Старейшины стали переговариваться между собой и вскоре одобрительно закивали головами. Это значило, что мальчик стал юношей. Затем он вновь поднес им свою ивовую палку. Каждый старейшина осмотрел закругленный наконечник и последний - Матуа, торжественно вернул исапа-кик-ни Токирандзэ. На лице мальчика  появилась улыбка. Теперь в его руках была не просто палка, а оружие, - исапа-кик-ни  была  в крови.
>Костер пылал ярко и горячо, он пришел на смену ушедшему солнцу. Теперь он будет светить людям в темноте. Языки огромного пламени лизали черное пространство. Они пытались дотянуться до неба, но у них не получалось и тогда огонь распадался на мелкие искры и взлетал вверх. Светящиеся частицы были посланцами огня. Черное небо поглощало остывшие "брызги" и они исчезали бесследно. Костер гудел и трещал. Его огненная злость заставляла дерево ломаться. Он злился на небо, потому что не мог до него дотянуться, -  и на человека, из-за того что люди вновь пробудили его, привели к жизни, и он вновь должен был изнывать от осознания своего бессилия и ничтожества.
> Люди тем временем носились по реке и били и били  метавшихся рыб. На берегу росла гора мертвого лосося, - рыбы, сошедшей из рая. Теперь доброго и спокойного Токирандзэ было трудно отличить от соплеменников. В суматохе и неистовом азарте люди все одинаковы. Только когда человек любуется природой, её красотой, он ни как все, но когда злится+.
>Айну, словно обезумели от добычи. Теперь ни только ивовые палки были в крови, теперь в крови были руки людей. Их  лица.
> Двенадцать старейшин сидели суровыми. Рыбы было мало. Придется просить камуев, чтобы те не дали айнам погибнуть в голодный год, но старейшины знали, что боги такие, же как и люди, и плохо слушают. У них своих дел хватает, потому люди страдают от их безразличия.
>Под утро рыбалка закончилась. Костер умирал когда, вместо него из-за сопок выглянуло солнце. Солнце было бледно-розовым. Айну поняли, что оно, увидев результаты охоты, осталось не довольным. Люди расходились. Рыбу почистили тут же на берегу. В костер были брошены внутренности. Это была жертва огню, за то, что он трудился всю ночь. Когда все ушли, Токирандзэ решил пройти выше по реке, - он не мог успокоиться. Дух, помогавший ему сегодня, требовал новой жертвы. Вскоре у высокой травы мальчик обнаружил полуживую рыбу. Хоть и раненой, но ей удалось скрыться с  места бойни. Почувствовав приближение человека, рыба забилась. Она пыталась потратить последние силы на то чтобы спастись, но юный охотник оказался проворней. Токирандзэ нанес отточенный удар по голове и лосось затих. Неожиданно из-за высокой травы показался медведь. Мальчик заметил зверя и теперь стоял в оцепенении и ждал, что будет.
> "Это камуй спустился с острова камуев и теперь бродит в мире людей" - подумал Токирандзэ.
> К несчастью в тело мертвого лосося вернулся  рамат - душа, и мертвая рыба на мгновение ожила и забилась. Медведь среагировал и бросился в сторону добычи. Токирандзэ не шелохнулся, он продолжал стоять на пути зверя. Медведь решил, что маленький человек хочет завладеть его добычей и первым делом, что он сделал - сбил человека с ног и подмял  под себя. Юный охотник пытался крикнуть, но айнское божество в облике зверя, мощными клыками прокусило Токирандзэ голову у виска и, когда медведь почувствовал, под собой недвижимое  тело, разжал пасть.
> -Токирандзэ!! Токирандзэ, - послышались голоса приближающихся людей. Среди них был явно слышен голос дедушки Чивоканке.
> Божество услышало ненавистные звуки. Раздался рык.  (рыкнуло и тут же скрылось среди травы. )
> Медведь  развернулся в сторону людей. Оно готов был атаковать. Драться за добычу. Ведь теперь он владел не просто дохлой рыбой, а убитой свежей плотью  человека. От плоти пахло кровью.  В мире еще ни одно божество не отказывалось от крови. Медведь не был людоедом, но он им станет, ведь он камуй и это жертвоприношение ему. Длинные волосы Токирандзэ распустились в воде и теперь  вились по течению. Их словно гладил дух воды, успокаивая мальчика своим монотонным нежным прикосновением. Медведь схватил тело  и стал тащить в сторону берега, чтобы спрятать среди высокой сухой травы. Но он не успел+
> Люди были уже совсем близко и плеск воды, от шагов, заставил зверя изменить планы. В дикой ярости медведь снова зарычал. Это была его жертва и только его и, если надо, он убьет любого, кто станет пытаться у него её отобрать. Послышались голоса людей бежавших по реке в сторону медведя. Крики  и шумный плеск воды - это бежали враги. Зверь безумствовал. Ярость и страх смешались в его огромной клыкастой голове. Он решил атаковать. И когда появилось трое мужчин, медведь кинулся на них. Один из айну опешил и попятился назад. Тут же споткнулся и упал на спину в воду. Того кто был ближе медведь  атаковал. Он подскочил и сильным ударом лапы сбил айну с ног. Мужчина вскрикнул и рухнул в воду. Огромные когти разорвали левую сторону лица человека. Упавший айну стал в ужасе отползать от места битвы в сторону кустов, но медведь, обнаружив бегство, подскочил и нанес и ему смертельный удар. В два прыжка зверь оказался над человеком и тут же перекусил ему шейные позвонки. Тело сразу обмякло и забилось в судорогах. Это взбесило божество, и оно сжало челюсти с еще большим остервенением. В этот момент стрела вонзилась медведю в шею. Зверь почувствовал укол, затем второй, пришедший под лопатку и, осознав, что его атакуют, бросил жертву и развернулся в сторону третьего айну.  Айну стоял и от ужаса не мог совладать со своим оружием. Мужчина пытался вставить конец стрелы в тетиву, но страх, дикий животный страх, сотрясал все его тело и у него ничего не получалось. Стержень стрелы соскакивал с тонкой нити и от каждой новой, неудавшейся попытки, айном овладевала все большая паника. Зверь видел в руках человека лук и решил, что это он причинил ему боль. Медведь кинулся в сторону айну, но тут, под левую лопатку ему  попала третья стрела. Зверь рухнул в воду, и сознание его стало быстро "затуманиваться".  Яд  действовал. Айну знали его секрет, который добывали из синих цветков аконита, росших вдоль рек. Зверь видел, стоящего перед ним  человека и злоба на миг привела его в чувство. Медведь пополз  в сторону врага. Последние мгновения своей ускользающей жизни божество хотел потратить на месть. Все его существо жаждало крови. Уничтожить, уничтожить, уничтожить! Это жалкое, маленькое существо. Впиться в него клыками.     Хотя бы напоследок почувствовать вкус и вдохнуть запах его крови.
> Айну стоял и уже ничего не мог сделать, - страх сковал его тело. Медведь подполз к человеку и лапой, пытаясь сгрести его, тут, же затих. Тяжелая морда погрузилась в воду, и в этот момент из носа вышел воздух. Вода закипела и тут же, течение стерло следы последнего дыхания божества.
> Айну, у ног которого погиб медведь, стоял и в ужасе, глаза его были широко раскрыты, неустанно твердил, задыхаясь от волнения: "камуй+камуй+". Из-за высокой травы показался дедушка Чивоканке. Это он помог божеству освободиться от тела медведя и вернуться  в мир камуев. Так закончилась первая самостоятельная рыбалка Токирандзэ.
> Дедушка обнаружил своего внука лежащим на мелководье. Вода окрашивалась  кровью, и течение уносило красный ручеек жизни в море. Бесполезно было обращаться к богам за помощью. Бесполезно было просить старуху - камуй хуци спасти внука. Токирандзэ ушел в мир предков. Возле мальчика  лежала его исапа-кик-ни. Палка была в крови. Теперь в крови человека.
> Дедушка Чивоканке стоял и смотрел на мертвое тело внука. По его щекам текли слезы. Он поднял палку бьющую по голове  и сломал её. Теперь душа исапа кик ни, тоже уйдет из мира людей и будет сопровождать его внука в мире предков. Мальчик там сможет пользоваться своим оружием.
> Токирандзэ навсегда покинул свою общину, но дедушка уже не плакал. Нет. Ведь он знал, что Токирандзэ ушел в пахна-котане, в подземный мир предков настоящим охотником. Это была честь. К тому же, перед своим уходом, Токирандзэ  убил много рыбы, сошедшей из рая. Значит, он сможет о себе позаботиться в мире предков, а значит, его душа спасется.

0

6

и мои замечания:

1) имена: Маканоскэ - это вообще японское имя, а Токирандзэ тоже какое-то неайнское имя, потому что звукосочетание дзэ не существует в языке айну. Остальные имена тоже не курильские, а хоккайдоские и сахалинские, т.е. об именах надо будет подумать отдельно.

2) Сцену ловли рыбы я бы переписал: конечно, лосось для айну был камуй цэп, но ловили рыбу без охотничьего азарта, и камуем, т.е. божеством в собственном смысле этого слова лосось не считался,
и потом, вначале вы говорите, что дело происходит тогда когда реки чистые и пр., и тут же идет такая фраза, что рыбы мало и что ее не хватит на зиму. Когда айну жили без японцев и без русских такого не могло быть в принципе. Они бы просто не стали оставаться в том месте, где заведомо рыбы не хватит на зиму.
Далее, лов шел не один день, и ловили, все-таки, в основном, днем, а ночью отдыхали.

3) Сцена с медведем достаточно интересно написана, но все же странно: зачем медведю спорить с человеком из-за одной полудохлой кеты, когда вся река в кете? Вот если бы этот мальчик, допустим, пошел бы в горы и наткнулся бы на тайник, где медведь закопал свою добычу, чтобы та дошла до кондиции - вот тогда намного больше вероятность нападения медведя на человека...
Вообще медведь, если он, конечно, не людоед, и если он не загнан в угол, обычно не нападает на человека и старается ретироваться.
Но если у нас в сценарии будет не просто медведь, а медведица с медвежатами, то здесь вполне возможно нападение...

0

7

> Где-то такая схема....
> 1.      Головнин в Санкт-Петербурге получает предписание отправиться на Дальний Восток+
> 2.      История айну+
> 3.      Головнин (1811год) получает на Камчатке предписание от министра  отправиться на "Диане" на Курилы+
> 4.      История айну+
> 5.      История с Токирандзэ+
> 6.      Наши дни (раскопки)+

у меня принципиальные возражения:
во времена, когда Головнин посещал Курильские острова айну Кунашира/Итурупа уже практически утратили сасмостоятельность и основательно подпали под японское влияние,
а мне кажется, что было бы интереснее показать более ранний период (вторую половину 18 века) когда айну существовали еще более-менее в согласии со своим традиционным укладом...
кроме того, на мой взгляд, было бы лучше все-таки показывать от точки зрения айну...
также, мне кажется, что в фильме должен быть какой-то исторический сюжет, а не просто бытописание айну, и бытовая конкретика должна просто наполнять этот сюжет...
общая канва может быть, например, такой:
японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда еще независмом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира - Тукиноэ не разрешает ему сделать это захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа... мятеж подавлен, все хорошие айну погибают, коллабрационисты - спасаются...
русские в данном сценарии могут быть выведены в качестве промышленников/купцов/казаков, которые с Камчатки посещали Кунашир и вели меновую торговлю с айну, причем, от русских курильские айну получали разные европейские вещи, как-то: кремневые ружья, европейскую одежду, фарфоровую посуду и пр...
впрочем, можно показать этот сюжет и через путешествие Головнина, но тогда представить это как рассказ какого-либо старика Головнину...

0

8

> 1.      Головнин в Санкт-Петербурге получает предписание отправиться на Дальний Восток+(эпизод в храме, разговор о язычниках)
> 2.      История айну+ (медведь-людоед)
> 3.      Головнин (1811год) получает на Камчатке предписание от министра  отправиться на "Диане" на Курилы+
> 4.      История айну+ (медведь-людоед)
> 5.      История с Токирандзэ+ (медведь-людоед убивает мальчика и убегает)
> 6.      Русские первопроходцы убивают медведя
> 7.      Христианский символ+.(крест на Курилах)
> 7.      Наши дни (раскопки)+
> 8.      Медведь в музее или зоопарке+
> 9.
>
> Через всю историю айну, будет проходить медведь-людоед, который истязает племя. Медведь, как символ язычества, пожирающего человека. В конце картины его убивают русские первопроходцы.

хм...
мне такая трактовка представляется достаточно тенденциозной...
я против интерпретации традиционных айнских верований как отрицательного феномена...
а также мне кажется, что айну были вполне способны убить медведя людоеда сами...

трагедия айну состояла не в том, что они были политеистами, а в том, что их культура принципиальным образом отличалась от японской и русской, и в том, что айну подверглись очень жестокой колонизации/ассимиляции...

причем, было бы неверно утверждать, что японцы несли айну только зло, а русские были друзьями и что некоторые айну потому тянулись к православию, что русские, якобы обходились с ними хорошо...
Да, русская колонизация была мягче, чем японская, поскольку русские не пытались насильно вырвать айну из их естественного контекста, но во многом русские и японцы стоили друг друга, об этом очень хорошо написано у Д.Д.Позднеева...
и кстати, тот же самый Головнин писал в своих воспоминаниях, что айну воспринимали православие чисто внешне, как еще одно из средств для обладания материальными благами: "когда айну видели, что русские идут к ним, то они демонстративно доставали иконы и шли навстречу русским неся иконы, а когда русские садились на свои корабли и уходили, то айну давали иконы своим детям в качестве игрушек..." не ручаюсь, правда, за то что передал текст дословно, но общий смысл именно такой...

0

9

> 1.      Головнин в Санкт-Петербурге получает предписание отправиться на Дальний Восток+(эпизод в храме, разговор о язычниках)

миссия Головнина была совсем не в том, чтобы крестить айну, в начале 19 века такой задачи вообще даже не ставилось...

0

10

и вот мне еще кажется, что и Головнин и археологи выполняют в сценарии примерно одну и ту же функцию, а именно: связь настоящего времени и прошлого, связь айну с Россией,
сюжет с археологами, на мой взгляд, очень удачный, но его нужно переписать более профессионально, кроме того, археологи могут найти не только череп мальчика, но и еще много чего другого, например, следы военных стычек,
что же касается Головнина, то он, на мой взгляд, как то, плохо вписывается в общий сюжет...

теперь еще несколько слов о медведе...
если мы собираемся снимать фильм про айну, то должны все-таки постараться смотреть на мир глазами айну, а для айну медведь - исключительно позитивное существо, он приносит охотничью удачу, поэтому медведь - подлинный камуй никогда не может быть негативным символом...
и если даже медведь кого-то задрал и съел, то такое событие, скорее, будет восприниматься как сигнал о том, что айну что-то сделали неправильно, хотя, конечно, такого медведя обязательно накажут...
и если брать ваш сюжет, то я бы написал так: медведь задрал внука вождя Тукиноэ, когда Тукиноэ позволил японцу Хидая открыть на Кунашире фактории...
вот как-то так...

0

11

> Согласен смотреть на мир глазами айну, но апологетом язычества я не буду в своих картинах.  Сейчас этим любят заниматься.

слово "язычество" - это культурспецифическое христианское слово, оно несет в себе массу пежоративных коннотаций, давайте лучше употреблять слово "политеизм"

> Почему вы хотите убить именно внука вождя?

не знаю, просто, мне кажется, что так все будет более выпукло/ярко/осязаемо

> какие еще могут быть варианты исторического вкрапления в сюжет? Вы видели > сахалинском музее одеяния айну? Как вам? Из какой
> это эпохи?

это достаточно поздняя вещь, насколько я понимаю, примерно, конца 18 века

> Вы смотрели советский фильм "Злой дух Ямбуя"?

к сожалению, нет

> Что касается моей идеи. Мне любопытно посмотреть на айнов, как на народ с "райской памятью".
> Как вам не нравится моё выражение, но я его произнес. И нет тут  ни  какого "пафоса".  Это ни в моих словах пафос, а в ваших
> словах неприязнь. Думаю, что ни слово рай вам не нравится, а то, что оно связано с  христианством.

тут, я полагаю, дело в том, что у вас восприятие культуры айну во многом идет через популярную литературу и "антропологию аэропорта"/нью эйдж и всякие прочие тенденции, которые не особо склонны вдаваться в анализ подлинных структур рассматриваемой культуры и, в основном, пользуются штампами, типа: если аборигены - значит сохранили почти в нетронутом виде культуру эпохи алчеринга...
это бред, думать так - это в сто раз хуже чем снимать нарочито пафосные фильмы про Чингисхана...
потому что вначале неплохо бы хотя бы чуть чуть узнать то о чем собираетесь снимать фильм, а иначе получается что-то вроде детского графоманства: я ничего об индейцах не знаю, но очень хочется написать что-нибудь захватывающее, есть ручка и есть бумага, буду что-нибудь писать...

>Языческая культура "слышала звон да не помнит где он". Вот что мне интересно.  Она идет по ложному духовному  пути, а всякий ложный путь тупиковый.
> У вас, Александр проблемы со Христом?  С первых слов я почувствовал ваше настроение.  Какой-то вы разный.

у меня нет проблем с христианством, потому что его нет в моей жизни,
но, как я понимаю, нет религий ложных и нет религий истинных, потому что они все одинаково истинны, ибо все дают человеку систему и опору для осмысления своего бытия...

С такими людьми сложно работать.

знаете, говорят: неудобно на потолке спать...

По-моему, в  моей подаче культуры айну нет ничего, зачто надо драться до крови.

по-моему, вы даже понятия не имеете что из себя представляет культура айну, чтобы разбрасываться такими заявлениями "в моей подаче культуры айну..." вначале разберитесь что такое культура айну, а потом предлагайте людям свою подачу...

Уверен, что в культуре айнов было нечто  разрушающее и ужасающее.   Это "нечто"  я покажу.
> Я покажу язычество как культуру почитающую пустоту, вымысел. И эта пустота уничтожает, даже не столько саму культуру, а
> сколько человека изнутри.  Любовь в таком обществе всего лишь атрибут сознания.
> Слова ваши, что Христианство ничего не дает взамен, просто сваливают с ног. Конечно, оно не дает  следующих камуев, не дает
> идолопоклонства и заставляет преобразиться.

в действительности ваше любимое православие есть такое же язычество, смотрите об этом у В.В.Розанова,
и если говориь о пустоте, то религия пустоты - скорее христианство, чем язычество...

0

12

Фабула с японским
> купцом мне кажется скучновата. Хотя и не очень плохая.
> Давайте уже решать отказываться от  "услуг" Василия Головнина.  Думаю, что раскрывать тему времени сильно не стоит. Тайна.
> Достаточно вписать в картину русских казаков, купцов. Мы сделаем временной намек на вхождение айнов в мировую историю, но
> тайна их останется с ними.

мне все же кажется, что намного интереснее и полезнее будет снять фильм о реальных исторических событиях, но при этом сделать так, чтобы из названия не было сразу ясно о чем пойдет речь в фильме и так, чтобы зрители сами догадывались о каком времени и о каких событиях идет речь...

Теперь о принципиальном.
> "трагедия айну состояла не в том, что они были политеистами, а в том, что их культура принципиальным образом отличалась от
> японской и русской, и в том, что айну подверглись очень жесткой колонизации/ассимиляции..."
> Допускаю, но тогда о чем картина? Какая идея?

идея - столкновение цивилизаций, и еще показать, что принудительная/быстрая европеизация/японизация оказывает крайне негативное/разрушительное влияние на аборигенные культуры, потому что разрушает тысячелетиями отлаженные механизмы, и ничего не предлагает взамен...

> Что касается моей идеи. Мне любопытно посмотреть на айнов, как на народ с "райской памятью".
> Как вам не нравится моё выражение, но я его произнес. И нет тут  ни  какого "пафоса".  Это ни в моих словах пафос, а в ваших
> словах неприязнь. Думаю, что ни слово рай вам не нравится, а то, что оно связано с  христианством.

в действительности, тут все несколько сложнее: я не против слова "рай", но дело в том, что слово "рай" и понятие "рай" - это культурспецифическое, то есть особое, непереводимое понятие для обозначения особого локуса, употребляемое в таких религиях как зороастризм, иудаизм, христианство, ислам, которые, в целом, можно охарактеризовать как монотеистические религии откровения,
но в духовной культуре айну нет ничего, что можно было бы поставить в соответствие тому, что в христианстве называется словом "рай", в культуре айну и камуй мосир и покна мосир имеют абсолютно такую же структуру, что и мир людей: и камуи и умершие ведут такой же образ жизни как и люди на земле,
так что я возражаю против употребления слова "рай" не потому что у меня "проблемы с христианством", а потому что я принципиально против внесения понятий, свойственных христианской традиции, в традицию айну, потому что таким образом мы получаем не то как айну видели мир, а то как мы представляем себе айнское видение мира...

0

13

все это кончилось ничем. этот дядечка больше мне ничего не писал, сценарий так и не был написан и фильм этот расчудесный не был снят. вот так надо закапывать антропологию аэропорта.

0

14

мне Ляшенко Л.М. тоже рассказывал подобные истории про поснимушки. заканчивалось все выпитым коньяком и "до свидания")

0

15

Smith371 написал(а):

мне Ляшенко Л.М. тоже рассказывал подобные истории про поснимушки. заканчивалось все выпитым коньяком и "до свидания")

а тут даже и до коньяка не дошло. все началось и окончилось перепиской.

0


Вы здесь » gengo-chan » айны: история и антропология » как мы чуть не сняли фильм про айну


Создать форум. Создать магазин