вот цзя гу вэни эпохи Шан-Инь:
вот знаки культуры Давэнькоу (大汶口文化 dàwènkǒu wénhuà - название группы локальных культур, существоваших с 4100 до 2600 до н.э. на территории провинций Шандун, Анхуэй, Хэнань и Цзянсу и сосуществовавших с культурой Яншао):
налицо масса явных сходств знаков Давэнькоу с Иньскими знаками.
культура Давэнькоу - прямая предшественница культуры Шан-Инь была культурой мяо, а мяо, поскольку, вероятно, являются дальними родственниками айнов (у 80% айнов наблюдается гаплоидная группа ДНК Y хромосомы D2, примерно у 50% мяо - D1. родство налицо. некоторые незначительные различия в данном случае вполне закономерны, учитывая большую степень смешивания людей на континенте (мяо), а также значительную давность распада общности айнов и мяо), поэтому будет вполне логично предположить связь между цзя гу вэнями и
древнеайнской письменностью:
некоторое несходство знаков айнской письменности и письменности Давэнькоу - кажущееся. люди культуры Давэнькоу царапали свои значки на панцирях и костях, а древние айны - дзёмонцы - выдавливали палочкой на сырой глине. применяя мелкоконтрастный метод непрерывных преобразований можно легко увидеть как знаки письменности Давэнькоу становятся знаками письменности древнеайнской. при этом, конечно, важно понимать, что айнская письменность претерпела определенное развитие, она прошла путь от сигнографической к фонографической. или даже логичнее будет предположить, что фонографическая система была разработана на основе сигнографической. то есть, фонографемы суть не что иное как отдельные элементы сигнограмм (подобно тому как знаки хираганы и катаны суть не что иное как отдельные элементы иероглифов).
впрочем, учитывая большую древность пребывания айнов на островах Японского архипелага, нельзя исключать возможности того, что иньская письменность имеет островное, то есть айнское происхождение.