Означает ли постоянное снижение потребления вина во Франции упадок французской цивилизации?
В 1965 году среднее годовое потребление вина на душу населения во Франции составляло 160 литров в год (т.е. 250 литров в год на каждого мужчину). В 2010 году оно снизилось до 57 литров (т.е. 90 литров в год на каждого мужчину) и, похоже, в ближайшие годы сократится до 30 литров.
В современной Франции вино занимает теперь только третье место после воды и минеральной воды. Фруктовые соки также лишь немного уступают вину.
Изменения в отношении к вину особенно заметны при анализе потребления среди различных возрастных групп.
Французы, которым сейчас за 60 лет, выросли в семьях, где вино подавалось к столу каждый день. Для них вино остается неотъемлемой частью культурного наследия.
Более молодое поколение - 40 и 50-летних - считает вино компонентом праздничного стола. Такие люди пьют меньше, но тратят на вино больше.
Молодое поколение не проявляет никакого интереса к вину. Для него вино является таким же продуктов, как и прочие, и молодежь не уверена, что на него стоит тратить деньги.
Авторы опубликованной в журнале International Journal of Entrepreneurship статьи Тьери Лори и Паскаль Путе отмечают, что в стране постепенно размываются представления о роли вина в жизни человека.
"На протяжении жизни трех поколений это привело к изменениям в структуре потребления и резкому сокращению объема потребления вина в стране", - пишут они.
Из окопов - в бары
Впрочем, было бы неправильно считать, что французы всегда пили так много вина, как, скажем, полвека назад.
В Средние века вино употребляли практически все, по крайней мере в винодельческих районах, но это было слабое вино, а пили его потому, что оно было безопаснее воды.

Французские солдаты на фронте регулярно получали вино
Великая революция 1789 года развенчала образ вина как напитка аристократов, а экономическое развитие в XIX веке способствовало его широчайшему проникновению в общество.
Дени Северо, редактор винодельческого журнала La Revue des Vins de France, считает, что растущая популярность вина в то время отражает рост рабочего класса в стране. Однако решающую роль в закреплении высокой репутации вина сыграла Первая мировая война.
"Перед атакой солдатам выдавалось дешевое крепкое вино, которое называлось "пинар" и поставлялось на фронт в бочках. До той поры нормандцы, бретонцы, пикардийцы и выходцы из северных провинций никогда вина не пробовали. Они научились пить его в окопах", - утверждает журналист.
"После этого во Франции возникла массовая культура потребления дешевого вина, - продолжает Северо. - К 50-м годам повсюду появились кафе, бары, закусочные. В небольшой деревушке могло быть пять или шесть таких заведений. Но на самом деле снижение потребления вина началось еще в 60-е годы".
Изменились и условия работы. Все меньше французов заняты грубым физическим трудом на свежем воздухе, и поэтому укрепляющие свойства вина утратили свое былое значение.
С другой стороны, конторскому служащему нужно сохранять трезвость, и поэтому мало кто сейчас пьет вино во время ланча.
Искусство жить
С точки зрения Северо, злейшим врагом вина стал автомобиль. Сказались на уменьшении его потребления и демографические процессы. В стране теперь живет множество мусульман, которые вино не пьют. Но, по мнению журналиста, дело далеко не только в этом.
"Вино есть самый тонкий, самый цивилизованный и самый благородный из антидепрессантов"
Дени Северо,
редактор винодельческого журнала
"Во всем виновата наша буржуазная технократическая элита, которая организует кампании против алкоголизма и потребления спиртного водителями, смешивая при этом вино с другими алкогольными напитками, хотя на самом деле вино нужно рассматривать совершенно отдельно", - говорит он.
"Не так давно я слышал, как один высокопоставленный чиновник утверждал, что вино вызывает рак с первого стакана. И это произносит француз! Я был поражен. Существует заговор чиновников и врачей, которые хотят сделать страну зависимой от химических антидепрессантов и отучить ее от вина", - утверждает Северо.
"Поглядите на цифры. В 1960-е годы мы потребляли по 160 литров вина в год и никаких пилюль не принимали. Сегодня вы потребляем 80 миллионов упаковок антидепрессантов, а цифры продажи вина снижаются. Вино есть самый тонкий, самый цивилизованный и самый благородный из антидепрессантов. Но взгляните на наши деревни - баров в них не осталось, зато повсюду есть аптеки", - сокрушается он.

http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/soc … line.shtml