gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » антропология » история культурной антропологии


история культурной антропологии

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

сабж

(выдержки из статьи
А.Кабанов, Ю. Березкин
Исида Эйитиро и японская этнография // Исида Эйитиро Мать Момотаро СПб., 1998)

Фрезер первым показал, что мифологии классического Средиземноморья, древнего Востока (в том числе и библейская), "первобытные" мифологии Африки, Америки и Австралии, народные верования средневековой Европы представляют собой познавательные системы одного типа, насыщенные многими, в том числе и достаточно частными, общими элементами. (Эту мысль о единстве мифологического мира усвоил затем Леви-Строс).
Популярности Фрезера способствовал его незаурядный литературный талант, благодаря чему "Золотую Вествь" и "Фольклор в Ветхом Завете" перечитывают и сейчас. Вместе с тем книги Фрезера обращены к слишком широкой аудитории, чтобы считаться серьезной наукой и специалисты всегда относились к ним несколько свысока.
Одно из слабых мест у Фрезера - однолинейный эволюционизм в духе 19 века, попытки разглядеть в этнографии конкретных народов этапы духовного развития, пройденного всем человечеством. Нельзя сказать, чтобы такие попытки являлись вовсе бесплодными, но в свете дальнейших успехов археологии, популяционной генетики и этологии они, все же, выглядят очень наивно.

0

2

Однако, господствующее положение в мифологических штудиях начала 20 века принадлежало не англичанину Фрезеру, а немецкой школе. Многие ее представители (как, например, К.Т. Пройс иди Э. Зелер) были выдающимися этнографами, собирателями фольклорных нарративов, но общая установка этих мифологов не может не поражать своей нелепостью. Мифологические сюжеты неизменно интерпретировались как закодированные описания небесных явлений, движения солнца, луны и звезд.
Такая же зацикленность на раз и навсегда принятом способе истолкования фактов характерна и для мифологов-фрейдистов, хотя их идеи по крайней мере были интересны и не всегда прикладывались к живому материалу столь механистически.

0

3

С Германией начала 20 века помимо "метеорологической" концепции мифологии, связана и школа "культурных кругов", объяснявшая этнографическое разнообразие народов мира движением по планете нескольких волн населения, каждая с культурой определенного типа. Обычным игровым полем ее адептов были тихоокеанский и африканский регионы. Америки эта школа почти не коснулась. В единственной своей американистической статье В. Шмидт честно признался, что данные по мифологии индейцев недостаточны для подтверждения его теории (Schmidt W. kulturkreise und Kulturschichten in Sudamerika 1913).
Школа культурных кругов стала легким (а потому любимым) объектом марксистской критики, но погубили ее, естественно, не марксисты, а археологи.

0

4

К 20-30 годам 20 века немецкая школа отказалась и от астрально-солярной теории и от Kulturkreise и ограничилась каталогизированием и классифицированием текстов.
Неудивительно, что появление Леви-Стросса с его галльской логикой, приложенной к миру людоедок и двуутробок, было воспринято как выход из темного коридора на свет.
Леви-Стросс увидел в мифе выработанный первобытным сознанием инструмент для целостного описания мира, в котором не существует никакой объективной иерархии сущностей и ценностей.
Однако, методу Леви-Стросса присуща одна особенность, которая, в некотром роде выводит его за пределы науки.
Леви-Стросс и его эпигоны в принципе отказываются отвечать на вопрос, производились ли (сознательно или бессознательно) описываемые ими операции с текстами когда-либо в действительности, в пределах конкретной территории и в определенные отрезки прошлого.
Структуралисты всего лишь показывают как могло быть, но вовсе не утверждают. что оно было именно так. Критики структурализма с полным основанием отмечают, что аналитик структуралист препарирует сознание не первобытного человека, а свое собственное. Но дефект структурного метода лежит еще глубже. Предположим, что исследователь верно разгадал ассоциативную систему носителей мифа или, что совсем замечательно, выявил ее в ходе полевой работы. Однако, и в этом случае вместо "ученой" интерпретации мы получим всего лишь "народную этимологию". Никакие мыслительные операции над текстами не смогут убедить скептика в том, что ход создания подобных текстов был именно таким, как то демонстрирует исследователь или думает информатор.
При всем своем своеобразии структурализм стал лишь одной из школ в пределах того общего направления в изучении мифологии, представители которого стремятся выявить, что мифы "значат".

0

5

Tresi Maci написал(а):

Никакие мыслительные операции над текстами не смогут убедить скептика в том, что ход создания подобных текстов был именно таким, как то демонстрирует исследователь или думает информатор.

эдакие научные СПГС)))

а были ли школы, рассматривавшие миф не как описательное или глубокосимволическое повествование, а как систему, заменяющую образование???

0

6

Smith371 написал(а):

а были ли школы, рассматривавшие миф не как описательное или глубокосимволическое повествование, а как систему, заменяющую образование???

мифологическая школа восходящая к Францу Боасу. о ней подробнее тётто позже.

0

7

Еще в то время, когда Фрезер работал над "Золотой ветвью", американский антрополог и лингвист Франц Боас высказал мысль, что никакого "смысла" у мифов не было и нет. К этому выводу Боас пришел к началу 1890-х годов на основе обработки огромного фактического материала по мифологиям североамериканских индейцев. Этот материал принципиально отличался от фрезеровского своею гомогенностью и полнотой, был результатом целенаправленного сплошного обследования больших территорий. Пожалуй, никогда больше фиксация фольклорно-мифологических текстов не велась столь интенсивно, как в США в конце 19 - начале 20 века. Достаточно сказать, что среди учеников и младших коллег Боаса были такие люди как: А. Кробер, Р. Лоуи, Э. Сэпир, Дж. Стьюард. В 1891 г. Боас писал: "Особенно важно подчеркнуть тот факт, что наше сравнение [мифов индейцев Северной Америки] доказывает смешанное происхождение многих мифов творения: составляющие их элементы встречаются во всевозможных комбинациях в разных районах. Это склоняет к выводу, что многие элементы были включены в мифы уже в сложившемся виде и что они никогда не были наделяемы никаким особым значением, по крайней мере их не наделяли таковым те племена, у которых тексты записаны. Поэтому эти элементы невозможно истолковать как антропоморфизацию природных явлений; нет и оснований полагать, что этимологии имен божеств или героев позволят понять ненешнее значение элементов, ибо такого значения никогда не было" [Boas F. Dissemilation of tales among the natives of North America // Journal of American Folklore. 1891, N. 4(12) p. 20]

Здесь следует понимать о чем идет речь. Почти любой конкретный рассказ значением как раз наделяется, но это значение вчитывается в в повествование слушателями и рассказчиками в каждый данный момент и не имеет существенных связей с сюжетом рассказа, с его образно-фабульной, а не эмоционально-интерпретационной составляющей. Сами же фабулы эфемерны по историческим меркам, они непрестанно разрушаются и создаются в иной форме.

Что касается "элементов", о которых пишет Боас, то он подразумевал под ними любые повторяющиеся части повествований - от простейших мотивов до их достаточно длинных цепочек. Если говорить о мотивах, то с тем, что они самостоятельным значением не наделены, согласятся, по существу, все. Дальше нередко начинается спор о том, где кончается мотив и начинается сюжет, целостный "миф". Боас не мог не знать, что это спор спор схоластический и что в принципе в роли мотива можно рассматривать любую часть повествования ровно в той мере, в какой она обладает устойчивостью. Что же до "мифа", то он не является формальной категорией фольклористики, а нам реально даны либо конкретные эфемерные тексты, либо "элементы", из которых тексты создаются. Чем элемент длиннее, тем статистически менее вероятно его длительное сохранение и широкое распространение в неизменном виде.

К сожалению, Боас не представил четких разъяснений своих взглядов на механизм продуцирования текстов, а вместо того призывал своих учеников сосредоточить внимание на обстоятельствах диффузии конкретных мифологических элементов между конкретными этносами. Этот последний вопрос, на наш взгляд, не слишком существенен, и, что самое главное, он почти никогда не имеет убедительного решения. Ведь события, повлекшие за собой межэтнический культурынй обмен, могут быть восстановлены с необходимой точностью лишь при наличии письменных документов или устной традиции. Археология подобной разрешающей способностью не обладает. Она изучает процессы, а не события, и чтобы сделать фольклорные данные сопоставимыми с археологическими, их тоже надо представить в виде процессов.

Американские социальные антропологи поначалу приняли пожелания Боаса к исполнению, занявшись сравнением и классификацией текстов (примером может служить анализ "мифа" о женщине-гагаре у индейцев Орегона и северной Калифорнии [Demetracopoulou D. The Loon Woman myth: A study in synthesis // Journal of American Folklore, 46(180) 1933, P. 101 - 128]). Последней по времени можно назвать здесь работу А. Рут, посвященную мифам творения в Северной Америке [Rooth A. Creations myths of the North American Indians // Anthropos. 1957. N. 52. P. 497 - 508], но большинство специалистов США и Канады к середине 20 века окончательно потеряли интерес к реконструкции истории сюжетов и занялись изучением взаимодействия сюжетов между собой и с другими аспектами культуры отдельных этносов, т.е. обратились к процессам, которые они могли наблюдать воочию. Поэтому получилось, что Боас, Кребер и другие представители калифорнийской школы начала 20 века хотя и призывали исследовать диффузию "элементов" между племенными мифологиями под действием разнообразных причин, в итоге взрастили мифологов-функционалистов, для которых слово диффузия бывает только ругательным. Функционализм и поныне является в США непререкаемой нормой.

0

8

Как структуралисты, так и функционалисты отказываются использовать мифы для исторических реконструкций, но делают это по разным причинам. Для структуралистов их материал существует как бе вне времени. Идеалом для Леви-Строса был бы синхронный охват всей мировой мифологии за все века с целью высветить все мириады пронизывающих такую систему связей. Постановка подобной задачи, наверное, допустима, но в ее решении были бы заинтересованы скорее психологи, чем историки. Впрочем, Леви-Строс и не скрывал, что его интересует мышление человека, а не передвижения племен.

Функционалисты согласны со структуралистами в том, что в живой культуре все ее элементы, в том числе мифология, взаимообусловлены и не могут быть поняты друг без друга.

Разница заключается в том, что, с точки зрения функционалистов, реконструировать "ископаемую" мифологию было бы, наверное, интересно, однако, решительно невозможно, ибо нельзя восстановить без серьезных лакун исчезнувшие социально-природные комплексы.
Нередко мифологи данного направления допускают заведомые передержки, объясняя воздействиями существующей социально-природной среды не только сложные сюжеты и образы, но и простые мотивы, хотя прекрасно знают, что эти же самые мотивы встречаются и в совершенно иных контекстах (для структуралистов транскультурные параллели не только не табуированы, но представляют собой главный материал для анализа).

К возможности многократного и легкого продуцирования мотивов склонялся авторитетнейший американский фольклорист С. Томпсон, расширивший и усовершенствовавший "Указатель фольклорных мотивов" А. Аарне. "Нет никаких доказательств того, - писал Томпсон в 1970 г., что индейцы Южной и Северной Америки заимствовали друг у друга мифологические мотивы; сходство между теми и другими скорее кажущееся, а реальные аналогии предполагают независимое сложение мифологем там и здесь" [Thompson S. Analogues and borrowings in North and South American Indian tales // Languages and Cultures of Western North America / Earl H. Swanson, Jr (ed). Pocatello, 1970. P. 277 - 288]. Своей статьей Томпсон вбил последний гвоздь в гроб американской мифологической компаративистики, да и был почти прав, поскольку речь шла о миграции мотивов, а не о тех гораздо более сложных процессах, которые, по-видимому, определили распространение по континенту мифологем.

0


Вы здесь » gengo-chan » антропология » история культурной антропологии


Создать форум. Создать магазин