ниже представлена попытка разработать религиеведческую типологию наподобие типологии лингвистической:

1. что из себя представляет первобытие (первобытие здесь и далее - нейтральный собирательный термин для обозначения центрального предмета любой религии - того, с чем устанавливается связь: дао, бог, нирвана, камуи)
a) трансцендентность - имманентность
b) оформленность - аморфность
c) личностность - неличностность
d) множественность - единственность

(каждый из этих пунктов предполагает не просто ответ "да"/"нет", а оценку коэффициента)

2. отношение к личному опыту по установлению связи с первобытием
a) личный опыт запрещается - личный опыт одобрен в рамках некой традиции - любой личный опыт поощряется
b) личный опыт интерпретируется при помощи сакральных текстов - личный опыт основа для интерпретации сакральных текстов - каждый кто имеет личный опыт может писать свои текст

3. сакральные тексты
сакральные тексты определяют все бытие человека - в сакральных текстах описано не все - можно не читать сакральные тексты - сакральных текстов нет

4. организация
существует специальная группа профессиональных коммуникаторов с первобытием, похожая на специальное ведомство - существует открытая организация вроде клуба по интересам - организации нет

5. смерть и душа
a) смерть есть прекращение бытия - перерождение в ином мире - перерождение в этом мире в другом теле
b) душа смертна - душа переходит в иной мир - душа переселяется в другое тело

6. отношение к сексуальным практикам
секс это плохо - секс это хорошо