gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » Кавказ » Дие магlарул мацl бокьула или Самоучитель аварского языка


Дие магlарул мацl бокьула или Самоучитель аварского языка

Сообщений 1 страница 30 из 43

1

Перепечатывается из книги Б.М. Атаев, "Самоучитель аварского языка, Махачкала, 1996.

Занятие 1

Аварский алфавит:

Аа, Бб, Вв, Гг, Гъ гъ, Гь гь, Гl гl, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй, Кк, Къ къ, Кь кь, Кl кl, Лл, Лъ лъ, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Тl тl, Уу, Фф, Хх, Хъ хъ, Хь хь, Хl хl, Цц, Цl цl, Чч, Чl чl, Шш, Щщ, ъ, Ыы, ь, Ээ, Юю, Яя.

гъ, хъ - велярные звонкий спирант и глухая аффриката;

гl, хl - фарингальные звонкий и глухой спиранты;

къ - увулярный глухой смычный;

кь, лъ - глухие латералы - аффриката и спирант;

кl, тl, цl, чl - глухие абруптивы;

хь - палатальный глухой спирант.

Отредактировано عمرو (2011-06-22 23:53:33)

+1

2

Занятие 2

Грамматические классы

В аварском языке нет грамматического рода. Зато в нем широко представлена категория грамматического класса, которая проявляется почти во всех частях речи. Грамматические классы не совпадают с родами существительных русского языка.

Каждому классу присущ свой особый грамматический классовый показатель:

I класс (класс мужчин)

в

II класс (класс женщин)

й

III класс

б

Показателем множественного числа всех классов является р или л.

Классовый показатель входит в состав всех прилагательных, причастий, большинства глаголов и местоимений, многих наречий. В составе имени существительного он встречается редко.

В I класс мужчин входят все лица мужского пола. Примеры: в-ас "мальчик", в-ац "брат", в-уго "есть" (муж.).

Во II класс женщин входят все лица женского пола. Примеры: й-ас "девочка", й-ац "сестра", й-иго "есть" (жен.).

В III класс входят неличные имена, обозначающие животных, неодушевленные предметы, явления природы и т.д. Примеры: б-ацl "волк", пири "молния", гlеч "яблоко", цlар "имя", б-уго "есть, имеется", лъикlа-б "хороший" и т.д.

Показателем множественного числа всех классов, независимо от того, обозначает ли слово мужчин, женщин, животных или неодушевленные предметы и явления, является р-, или же в конце существительных, прилагательных или причастий . Примеры: р-уго "есть, имеются", р-ачlана "пришли", лъикlа-л "хорошие", васа-л "мальчики", яса-л "девочки", цlалара-л "прочитавшие".

Классовые показатели являются средством выражения связи слов в предложении. Так, определение согласуется с определяемым словом по классу и числу, что проявляется в изменении классового показателя в зависимости от семантики. Например:

берцина-в в-ас "красивый мальчик"; берцина-й й-ас "красивая девочка"; берцина-б рукъ "красивый дом"; берцина-л лъимал "красивые дети".

Запомните: класс некоторых существительных можно определить только по контексту. Например: гьобол "гость, гостья", цlалдохъан "ученик, ученица", устар "мастер, мастерица", гьудул "друг, подруга". Таких слов в аварском языке немного. Слово лъимер "ребенок" относится к III классу. Например: лъикlа-б лъимер "хороший ребенок".

Грамматическая категория класса ярче всего выражена в глаголе: некоторые из них содержат в себе классовые показатели. Примеры:

вас в-ачlана "мальчик пришел"; яс й-ачlана "девочка пришла; чу б-ачlана "лошадь пришла"; чуял р-ачlана "лошади пришли".

Имена прилагательные имеют в своем составе показатели грамматических классов в конце слова:

лъикlа-в вас "хороший мальчик"; лъикlа-й яс "хорошая девочка"; лъикlа-б чу "хорошая лошадь"; лъикlа-л чуял "хорошие лошади".

Прилагательные же, образованные от наречий, имеющих начальный классовый показатель, сохраняют его и в начале и в конце слова:

в-орхата-в вас "высокий мальчик"; й-орхата-й яс "высокая девочка"; б-орхата-б рукъ "высокий дом"; р-орхата-л мугlрул "высокие горы".

Запомните: по классам прилагательные изменяются только в единственном числе; если же существительное стоит во множественном числе, то прилагательное в окончании принимает показатель множественного числа :

берцина-л ясал "красивые девушки"; берцина-л мугlрул "красивые горы"; берцина-л гlадамал "красивые люди"; лъикlа-л лъимал "хорошие дети".

Классовые показатели имеют в своем составе также вопросительные и указательные местоимения:

щи-в? "кто?" (I кл.), щи-й? "кто? (II кл.), щи-б? "что?" (III кл.), ща-л? "кто?" (мн.ч.);

до-в "тот" (I кл.), до-й "та" (II кл.), до-б "то" (III кл.), до-л "те" (мн.ч.).

Выпишите и запомните эти часто употребляемые местоимения.

Упражнение 1. Поставьте вместо точек соответствующие вопросительные местоимения.

вас (...?) - мальчик
яс (...?) - девочка
чу (...?) - лошадь
лъимал (...?) - дети
векьарухъан (...?) - пахарь
ессарухъан (...?) - ткачиха
ясал (...?) - девочки
мегlер (...?) - гора
гьалбал (...?) - гости

Упражнение 2. Приведенные ниже слова выпишите в столбцы по грамматическим классам и числам.

Кето - кошка, дегlен - козел, вехь - чабан, эбел - мать, къебед - кузнец, кlодо - бабушка, кlудада - дедушка, якьад - тёща, вакьад - тесть, гьалбал - гости, мадугьал - сосед, пири - молния, цlар - имя, цlалдохъан - ученик, мегlер - гора, чи - человек, руччаби - женщины, Муса - Муса (муж. имя), Меседу - Меседу (жен. имя), гугарухъан - борец, чагlи - люди, юкъарухъан - швея, лъимер - ребенок, лъимал - дети, кьо - мост, хъош - шалаш, гъветl - дерево, цlалдохъаби - ученики.

Упражнение 3. Переведите предложения на русский язык. Определите грамматический класс выделенных слов.

1. Асма лъикlай цlалдохъан йиго. Нижер классалъул бищунго лъикlав цlалдохъан Гlумар вуго. 2. Аминатил гьалмагъ Чакар йиго. Сон Мусаги гьесул гьалмагъ Ибрагьимги гlухьбузе кумекалъе ун рукlана. 3. Мун, гьудул Салим, цо-цониги нижехъе вачlа. Хатиматил гьудул щий кколей? 4. Хирач консервал гьарулеб заводалъул бищунго лъикlав хlалтlухъан вуго. Асиятил эбел рукъарулеб фабрикаялъул хlалтlухъан йиго.

+1

3

Звуковой бы файл присандалить - как это всё произносить...

0

4

Эдр написал(а):

Звуковой бы файл присандалить - как это всё произносить...

Полуркайте на ютубе аварские песни. В соседней теме еще, например.

0

5

Занятие 3

Глагол буго (есть)

Запомните глагол буго "есть, имеется" (III кл.). В аварском предложении, в отличие от русского, глагол-связка буго обычно не опускается в формах настоящего времени. Глагол этот классовый, т.е. изменяется по грамматическим классам:

чу б-уго "лошадь есть"; вас в-уго "мальчик есть"; яс й-иго "девочка есть"; лъимал р-уго "дети есть".

В отрицательных формах вместо буго "есть" употребляется слово гьечlо "нет":

чу гьечlо "лошади нет"; вас гьечlо "мальчика нет"; яс гьечlо "девочки нет"; лъимал гьечlо "детей нет".

Запомните: глагол буго очень активно употребляется в аварской речи и никогда не опускается. Примеры:

Дун Муса вуго "я - Муса"; дун Чакар йиго "я - Чакар"; дир вац вуго "у меня есть брат"; дир яц йиго "у меня есть сестра"; дир чу буго "у меня есть лошадь"; дир лъимер буго "у меня есть ребенок"; дир лъимал руго "у меня есть дети"; дов Ахlматl вуго "он - Ахмед"; дой Аминат йиго "она - Аминат"; доб чу буго "та - лошадь"; дол дир лъимал руго "те - мои дети"; дир кlиго вац руго "у меня два брата", дир цо яц йиго "у меня одна сестра"; дир лъикlаб чу буго "у меня хорошая лошадь есть"; дир берцинай яс йиго "у меня красивая дочка"; нух халатаб буго "дорога - длинная"; лъимал рекерулел руго "дети бегут"; дун кlанцlулев вуго "я прыгаю (I кл.)"; дун кlанцlулей йиго "я прыгаю (II кл.)"; чу кlанцlулеб буго "лошадь прыгает (III кл.)"; яс цlакъ берцинай йиго "девочка очень красивая"; вас лъикlав вуго "мальчик хороший"; мугlрул рорхатал руго "горы высокие"; дир вац гьечlо "у меня нет брата"; дир яц гьечlо "у меня нет сестры".

Упражнение 4. Согласуйте глагол буго со следующими существительными:

чу "лошадь", лъимал "дети", нух "дорога", якьад "тёща", руччаби "женщины", лъимер "ребенок", гьобол "гость", гьобол "гостья", устар "мастер", тlехь "книга", ражи "чеснок", вехь "чабан", доярка "доярка", гlеч "яблоко", къо "день", эбел "мать", нус "нож", малаби "лестницы", рехьед "стадо", гlалим "ученый", бухгалтерзаби "бухгалтеры", бер "глаз", кверал "руки", Муса "Муса (муж. имя)", Меседу "Меседу (жен. имя)", Москва "Москва", шагьар "город", бутlрул "головы".

0

6

عمرو написал(а):

Асма лъикlай цlалдохъан йиго.

Асма хорошая ученица.
дальше как-то тётто.
мало слов.

0

7

عمرو написал(а):

гъ, хъ - велярные звонкий и глухой спиранты;

и чем х от хъ?

0

8

عمرو написал(а):

классалъул
заводалъул
фабрикаялъул

алъ(ялъ)ул - это локатив?

0

9

عمرو написал(а):

В составе имени существительного он встречается редко.

зато в самых ходовых.
а как так получилось, что классы перераспределились, а показатели остались до боли знакомые?

0

10

Tresi Maci написал(а):

дальше как-то тётто.
мало слов.

Я сейчас должен уходить по делам. Вечером приду и разберем. Автор, видимо, полагал, что учащиеся будут пользоваться словарем в конце разговорника.

Pasukuru написал(а):

и чем х от хъ?

Лол. Посмотрел в справочник. х - таки увульрный спирант, а хъ - увулярная аффриката.

0

11

عمرو написал(а):

Я сейчас должен уходить по делам. Вечером приду и разберем.

оккэ.

0

12

عمرو написал(а):

а хъ - увулярная аффриката.

блджад!
эти нохчи когда-нибудь научатся вещи своими именами называть! не бывает в природе увулярных аффрикат.

0

13

عمرو написал(а):

Полуркайте на ютубе аварские песни. В соседней теме еще, например.

а что это даст? если нет перед глазами озвучиваемого текста (да еще без ошибок записанного!) это ничего не даст...

+1

14

عمرو написал(а):

Полуркайте на ютубе аварские песни. В соседней теме еще, например.

Песни у меня есть - привезли кассету из Дагестана - ничего не разберу. Но и я по-русски плохо слова в песнях разбираю.

0

15

Tresi Maci написал(а):

алъ(ялъ)ул - это локатив?

Генитив. Генитив и датив образуются от формы эргативного падежа: класс+алъ+ул = основа + эрг. + ген.

Датив: класс+алъ+е.

Pasukuru написал(а):

а как так получилось, что классы перераспределились, а показатели остались до боли знакомые?

В смысле до боли знакомые?

Pasukuru написал(а):

эти нохчи когда-нибудь научатся вещи своими именами называть! не бывает в природе увулярных аффрикат.

Во-первых, не нохчи, кавказовед-кун. Во-вторых, таки бывает. Этот же автор в другом более академическом очерке аварского языка таки заявляет, что есть. И у меня таки получается ее выговорить.

Smith371 написал(а):

а что это даст?

Кому-то может это что-нибудь и даст. Звуки тащемта колоритные и заметны сразу. Но я не носитель, поэтому ничем помочь не могу. Выкладываю, что есть.

Tresi Maci написал(а):

оккэ.

Итак, разбор:

Нижер классалъул бищунго лъикlав цlалдохъан Гlумар вуго. Нашего класса самый хороший ученик Омар есть. Омар - самый хороший ученик нашего класса.

Аминатил гьалмагъ Чакар йиго. Аминат (род.п.) товарищ Чакар есть. Чакар - подруга Аминат.

Сон Мусаги гьесул гьалмагъ Ибрагьимги гlухьбузе кумекалъе ун рукlана. Вчера Муса=и его товарищ Ибрагим=и пастухам для помощи ходили. Вчера и Муса, и его друг Ибрагим ходили помогать пастухам.

Мун, гьудул Салим, цо-цониги нижехъе вачlа. Ты, друг Салим, как-нибудь к нам приходи.

Хатиматил гьудул щий кколей? Хатимат (род.п.) подруга кто является? Кто подруга Хатимат?

Хирач консервал гьарулеб заводалъул бищунго лъикlав хlалтlухъан вуго. Хирач консервы делающего завода самый хороший работник есть. Хирач - самый лучший работник консервного завода.

Асиятил эбел рукъарулеб фабрикаялъул хlалтlухъан йиго. Асият (род.п.) мать швейной фабрики работница есть. Мама Асият - работница швейной фабрики.

Отредактировано عمرو (2011-06-23 15:26:22)

+1

16

عمرو написал(а):

Хирач консервал гьарулеб заводалъул бищунго лъикlав хlалтlухъан вуго. Хирач консервы делающего завода самый хороший работник есть. Хирач - самый лучший работник консервного завода.

отличная фраза!  :D

0

17

Причем дословный перевод "консервы делающего завода" не передает полностью смысл фразы. Показатель -р- в консервал гьарулеб завод указывает на то, что не сам завод делает консервы ( было бы гьабулеб ), а их делают люди, работающие в нем.

0

18

жуть.

0

19

про увулярный аффрикат -- скриншот или не было.

0

20

Pasukuru написал(а):

увулярный аффрикат

читни-ка книжца
http://www.philology.ru/linguistics4/madiyeva-67.htm

0

21

Занятие 4

Число имен существительных

Имена существительные в аварском языке различают форму единственного и множественного числа. Наиболее продуктивными показателями множественного числа являются -ал и -(а)би.
Суффикс -ал употребляется при образовании множественного числа от существительных на согласный звук. Если же они оканчиваются на гласный, то употребляется суффикс -ял.

квер "рука" - кверал "руки", лъар "река" - лъарал "реки", стол "стол" - столал "столы", вац "брат" - вацал "братья", къо "день" - къоял "дни", чу "лошадь" - чуял "лошади", кьо "мост" - кьоял "мосты", ци "медведь" - циял "медведи".

Суффикс -(а)би употребляется при образовании множественного числа от существительных на гласный звук (при этом гласный звук основы перед -(а)би выпадает) и от существительных на -ен:

маргьа "сказка" - маргьаби "сказки", школа "школа" - школаби "школы", ца "зуб" - цаби "зубы", росу "аул" - росаби "аулы", босен "постель" - босаби "постели", курхьен "браслет" - курхьаби "браслеты", рехъен "стадо" - рехъаби "стада".

Еще одним из распространенных суффиксов множественного числа является -заби. Этот суффикс употребляется с именами, обозначающими профессию человека, его занятие, ремесло, и со словами, оканчивающимися на -гlал, обозначающих родство:

устар "мастер" - устарзаби "мастера", учитель "учитель" - учительзаби "учителя", яцгlал "двоюродная сестра" - яцгlалзаби "двоюродные сестры".

Кроме того в аварском языке встречаются и другие суффиксы множественного числа.

-зал: хур "пашня" - хурзал "пашни", рукъ "дом" - рукъзал "дома", нугl "свидетель" - нугlзал "свидетели".

-дул: гlин "ухо" - гlундул "уши", гlер "шест" - гlурдул "шесты", кечl "песня" - кучlдул "песни", цер "лиса" - цурдул "лисы".

-ул: бетlер "голова" - бутlрул "головы", мегlер "гора" - мугlрул "горы".

-и: тlинчl "птенец" - тlанчlи "птенцы", гlака "корова" - гlачи "коровы", хlинчl "птица" - хlанчlи "птицы".

Обратите особое внимание на то, что во многих случаях, наряду с присоединением суффикса множественного числа, меняются звуки основы. Например:

бече "теленок" - бачал "телята", хlетlе "нога" - хlатlал "ноги", цер "лиса" - цурдул "лисы", тlехь "книга" - тlахьал "книги", гьоко "арба" - гьакал "арбы", гlин "ухо" - гlундул "уши", кето "кошка" - кутул "кошки", чед "хлеб" - чадал "хлеба".

Запомните:

чlужу "женщина" - руччаби "женщины", чи "человек" - чагlи "люди", эбел "мать" - улбул "матери", эмен "отец" - умумул "отцы (родители)".

Еще запомним слова, которые употребляются только в единственном числе:

дада "папа", баба "мама", яхl "совесть", ролъ "мука", рахь "молоко", нич "стыд", Хунзахъ "Хунзах", Москва "Москва", январь "январь".

- только во множественном числе:

цlороберал "очки", кlулал "замок", кагътал "карты", цlадираби "весы", шахматал "шахматы", маххал "бусы".

- и в единственном и во множественном числе:

гамачl "камень", цlибил "виноград", щегl "черепица", цlул "дрова".

Упрежнение 5. Образуйте множественное число от следующих существительных:

моцl "месяц", квер "рука", бер "глаз", гlор "река", хlор "озеро", машина "машина", цlва "звезда", цlунцlра "муравей", рукъ "дом", чу "лошадь", цер "лиса", гlин "ухо", бетlер "голова", гlака "корова".

Упражнение 6. Образуйте множественное число от следующих существительных. Выделите суффиксы множественного числа:

рахъ "канава", рукъ "дом", хур "пашня", мадугъал "сосед", гьудул "друг", вацгІал "двоюродный брат", хер "трава", пер "лук", цер "лиса", гъеж "плечо", цІер "стекло", гІачІар "телка", гІи "отара", къегІер "ягненок", хІинчІ "птица", тІинчІ "птенец", цІцІе "козел",  устар "мастер", вехь "чабан", чІва "струна", чІалу "бревно", махІу "нога", бацІ "волк", хъаба "кувшин", гІер "шест", яц "сестра", курхьен "браслет", учитель "учитель", нугІ "свидетель", чу "лошадь", кечІ "песня", мегІер "гора", гІака "корова", чед "хлеб", чІужу "женщина", гамачI "камень".

Упражнение 7. Найдите существительные и определите их число:

Дир цо вац вуго. Митингалда кІалъазе рахъана профессорал, учительзаби, студентал, хIалтІухъаби, гІалимзаби ва колхозчагІи. Нижехье гъалбал рачІана. НекІо Хунзахъ ханзаби рукІун руго. Колхозалъ школа базе гІемераб гамачІ  ва щегІ босун буго. Нижер колхозалда гІачи, цІцІани лъикІ хьихьун руго. Васал рокъоре рачІана. Эбелалъ васасе цо гІеч кьуна. Исана колхозалъе гІемераб гІеч бачІана. Дида лъарахъ ордекал ва ччугІби рихьана.

Отредактировано عمرو (2011-06-23 17:49:50)

0

22

А двойственного в аварском совсем нет ?

0

23

Эдр написал(а):

А двойственного в аварском совсем нет ?

Совсем.

0

24

عمرو написал(а):

чlужу "женщина" - руччаби "женщины", чи "человек" - чагlи "люди", эбел "мать" - улбул "матери", эмен "отец" - умумул "отцы (родители)".

интересность какая. супплетивное множественное число дэсу.

0

25

Tresi Maci написал(а):

интересность какая. супплетивное множественное число дэсу.

Очевидная супплетивность только в случае чIужу - руччаби, в остальных примерах мы, видимо, имеем дело с позиционными изменениями.

0

26

عمرو написал(а):

Очевидная супплетивность только в случае чIужу - руччаби

тащемта, и здесь, нанкор, были какие-то более-менее регулярные чередования и еще, нанкор, циркумфиксация:
чIужу -> чж - > ру-чча-би.

+1

27

Tresi Maci написал(а):

чIужу -> чж - > ру-чча-би.

Да, вполне. Правда я не знаю, есть ли такой фонетический переход... Скачал себе сравнительно-историческую морфологию аваро-андийских языков. Просматриваю. Есть важное замечание насчет генитива. Форма, заканчивающаяся на -с / -лъ в склонении, и совпадающая с формой эргативного падежа, является "косвенной основой". Просто у эргатива, как пишут, при таком исходе косвенной основы было гласное окончание, которое затем подверглось редукции, поэтому форма эргатива совпала с голой косвенной основой. Генитив не образуется от формы эргатива. Это нонсенс какбэ.

Отредактировано عمرو (2011-06-23 17:46:52)

0

28

عمرو написал(а):

Генитив не образуется от формы эргатива. Это нонсенс какбэ.

ну, логично.

0

29

Али, загляни-ка сюда: https://gengo-chan.com/viewtopic.php?id=619

0

30

Tresi Maci написал(а):

читни-ка книжца

ичо? на заборе тоже пишут.
это либо непульмонические либо бред.

0


Вы здесь » gengo-chan » Кавказ » Дие магlарул мацl бокьула или Самоучитель аварского языка


Создать форум.